Папье-маше своими руками для начинающих: примеры поделок, техники изготовления, мастер-классы

Искусству получения изделий из мягких размоченных кусочков бумаги, наклеиваемых на некую форму послойно, не менее 2 тысяч лет. По крайней мере, в Поднебесной империи китайцы делали из многослойной бумаги даже лёгкие доспехи – и они успешно защищали от стрелы на излёте или даже от скользящего удара меча!

Но расцвет искусства всё же пришёлся на XVII-XVIII века Европы, когда в моду вошли карнавалы и маскарады родом из Венеции.

И чтобы приобщиться к древнему искусству, давайте рассмотрим освоение техники изготовления папье-маше хотя бы для начинающих

Что такое папье-маше

Что такое папье-маше

Буквальный перевод термина с французского – «жёваная бумага». Конечно же, её не жуют, не стоит понимать переводный термин буквально. Но вот то, что она должна быть мягкой, рыхлой – бесспорно. Что, кстати, означает, что для изделий такого типа можно использовать самую дешёвую бумагу, типа газетной, салфеточной или даже туалетной (для особо тонких частей изготавливаемых изделий, где требуется глубокое проникновение бумажной массы в тонкую складку на матрице).

Исходный материал для папье-маше – рваные клочки бумаги размером от 2 до 4 квадратных сантиметров. Бумага должна быть именно рваной, так она легче накладывается одна на другую и плотнее прилегает. А кроме того, клей через рваные края легче внедряется в краевые области клочков. Эти кусочки слоями, с перекрытием один на другой, наклеиваются на нужную форму.

Предположим, вам нужно создать маску. Что делается для этого? В простом варианте из глины, алебастра, пластилина, или из той же размокшей и пропитанной клеем бумаги (можно брать рыхлые ячейки от яиц) лепится модель в натуральную величину. Дожидаются её затвердевания. Поверхность смазывается клеем и на неё начинают слоями, с перекрытием по краям клочков, наклеивать 2 слоя.

Дожидаются полного высыхания, клеят следующие 2 слоя. Высушивают, как два предыдущих… и так до десяти слоёв. Потом полученное папье-маше шлифуют мелкой шкуркой, раскрашивают красками. Лучше акриловыми – они не мажутся и не растворяются при попадании воды. Всё! Маска из папье-маше готова.

История появления творческого направления

История появления
Маски для маскарада из папье-маше.

Культура эпохи Возрождения в Европе как раз совпала с появлением массового увлечения новым видом поделок. На смену сложным маскам из кожи, дерева или металла, получаемым методом резьбы, штамповки или чеканки, пришла простая методика на основе бумаги, клея и воды.

А тут ещё подоспели массовые ночные увеселения в Тюильри и Версале во времена короля-солнце Луи XIV (у нас его принято почему-то называть Людовиком). А для этих ночных маскарадов нужно было оперативно реагировать на возникающие модные «масочные» тенденции, и сделать маску своими руками даже в среде аристократии стало bon ton’ом – хорошим тоном (франц.)

А потом, как это всегда бывало в истории моды, направление плавно «перешло в народ». И Маски стали изготовлять даже на религиозные праздники, а из самого материала делать даже фигуры святых в храмы. Тем более, что стоило это на порядок дешевле вырезанных из дерева или отлитых из гипса.

А в 18 веке стараниями Петра Великого искусство папье-маше проникло и в Российскую империю. И во многом способствовало развитию дворянских затворниц, которые до этого безвылазно сидели в теремах.

Разновидности папье-маше

Разновидности папье-маше различаются по техникам их исполнения. Основные из них, это

1. Лепка.

Лепка

Изделия получают из размокшей в воде бумажной массы. Бумага в виде мелких клочков неправильной формы, с площадью 2-4 см2, замачивается на срок от 12 до 24 часов. Затем эта кашица нагревается до кипения, остужается, отжимается от излишков воды и в неё вводят клей ПВА в пропорции 1 часть клея на 2 части массы.

Иногда для большей эластичности добавляют мел. А из получаемого густого однородного субстрата вылепливают поделку нужной формы.

Как вариант из более жидкого субстрата с добавкой гипса изделие отливается в заранее заготовленной форме

2. Послойное склеивание под прессом

Послойное склеивание
Шкатулка созданная методом прессования папье-маше.

Техника создания папье-маше под давлением позволяет получать очень прочные изделия. Методом прессования, например, получают заготовки для шкатулок, которые в дальнейшем расписывают мастера Палеха, создавая тончайшие многофигурные миниатюры.

Применение в качестве склеивающих средств всевозможных синтетических клеев позволяет получить композитные материалы, по структуре похожие на фанеру, но особой прочности.

3. Наклейка на форму слоями (маширование)

Самая лёгкая для освоения техника изготовления папье-маше, доступная даже детям и начинающим, не имевшим с техникой дела ранее, а также абсолютно безопасная. Суть метода – в выборе или изготовлении жёсткой формы для будущего изделия, измельчения бумаги вручную на тонкие полоски или кусочки произвольной формы, нанесения бумаги на форму (матрицу) слоями с промежуточной сушкой этих слоёв.

Наклейка на форму
Наклейка на форму слоями.

Можно укреплять изделия армированием, накладывая поверх каждого высушенного слоя тонкую ткань или марлю.

Что потребуется для изготовления папье-маше

Для изготовления потребуется вогнутая или выпуклая форма, бумажная или бумажно-меловая масса, клей, вода, ёмкость для замачивания бумаги.

Из чего делают основу

Из чего делают основу
Пример основы из воздушного шара.

Основа – это то, на что лепят бумажную массу. Обычно начинающие в качестве основы берут готовые вежи простой формы (Мяч, воздушный шар, банка, кружка и т.д.). если же форма не устраивает, её делают самостоятельно согласно замыслу.

Например – лепят из глины или пластилина. А чтобы сократить расход пластилина, им облепляют что-то простое и дешёвое. Скажем, плотно скатанный и обмотанный нитками для фиксации бумажный ком.

Выбор клея

Лучшим клеем для папье-маше считается ПВА. Только брать этот клей нужно высокого качества, белого цвета, без желтоватого оттенка.

Выбор клея

Но вполне подойдёт и сваренный из муки (1 ст. ложка муки разбалтывается без комков в 3 ст. ложках воды, а затем эта масса вливается в 250 мл кипящей воды и варится до загустевания. Обычно 10 мин, притом с добавкой соли в качестве антисептика.)

Ещё один вариант – клейстер из крахмала: 1 ст. ложка разводится в 100 мл воды и вливается в 100 мл кипящей воды, доводится до повторного кипения и прозрачности массы, снимается с огня и охлаждается.

Можно пользоваться также обойными клеями, при некоторых условиях они даже предпочтительнее – особенно если требуется повышенная прочность готового изделия.

Из чего делать массу

Для приготовления массы подойдёт газетная или туалетная бумага , притом туалетная может быть самого низкого качества, то есть тонкая и рыхлая, так даже лучше. Годятся также салфетки, бумажные полотенца, а чтобы получить массу, предназначенную для лепки, лучше всего брать уже практически готовую целлюлозу от форм, в которых продают яйца.

Из чего делать массу
Приготовление массы.

Главное после размокания такой массы – измельчить её до максимально однородного, без комочков, состояния.

Методики приготовления массы для изготовления папье-маше

Методики мало чем отличаются технически, основные различия во времени приготовления и в исходном материале

Бумага и газета

Самый распространённый, простой и максимально дешёвый способ, в котором материал для папье-маше вообще ничего не стоит: используются обрывки газет и рекламных буклетов, которые в изобилии рассовываются в почтовые ящики.

Бумага и газета

Нужно только помнить, что бумага должна быть низшего качества, т.е. газетная. Веленевая, глянцевая, мелованная не пойдут – они плохо размокают, а при формировании объёмных и сложных форм дадут ненужные морщины и складки.

Яичные коробки

Практически уже готовый материал для папье-маше, идеальный для лепки объёмных форм – надо только отжать лишнюю воду, когда эти упаковки размокнут. При этом способе создания изделий из папье-маше почти не используют матрицы и пуансоны, лепят «вживую».

Салфетки

Методики приготовления
Яичные коробки и салфетки.

Главное свойство бумажных салфеток – хорошо и быстро впитывать воду, что и используется в технике папье-маше. Особенно ценно то, что получается рыхлая и очень однородная структура.

Недостаток – в стоимости самих салфеток (хотя белые или любые однотонные, наиболее универсальные, как раз самые дешёвые из всех)

Рецепт без усадки

При высыхании изделия из папье-маше уменьшаются в объёме. Если это происходит при наклейке на матрицу, это не критично. Но вот при лепке, когда внутри нет каркаса, усадка деформирует изделие. Чтобы её не случилось, в бумажную массу весом примерно в 40-50 г, вводят

  • лимонный сок – 1 ч. ложка;
  • жидкое мыло — 1 ст. ложка;
  • масло растит. – 2 ст. ложки;
  • 40 г крахмала (кукурузного или картофельного, неважно);
  • мука пшеничная – 100 г
  • клей ПВА – 200 мл.

Полученная таким образом масса во время высыхания как бы полимеризуется по всей толще. Или, если угодно, цементируется вся одновременно, и снаружи и внутри, что помогает избежать усадки, свойственной для изделий с неравномерным схватыванием формирующей массы.

Вода, клей и туалетная бумага

Вода, клей и туалетная бумага

Из воды, клея и бумаги получается наиболее быстро приготовляемая масса для папье-маше, в силу быстрого размокания туалетной бумаги (иногда до микроскопических фрагментов). Для приготовления однородного «теста» из туалетной бумаги, воды и клея иногда применяют стационарный блендер или микшер на основе дрели и строительной мешалки.

Пропорции воды и клея могут быть от 1:1 до 1:2.

Примеры поделок из папье-маше

Познакомьтесь с наиболее часто встречающимися и наиболее востребованными поделками из папье-маше. Их достоинство – в многообразии творческого подхода мастеров, которые вносят свои, только им присущие детали в создание образов из такого пластичного материала, как папье-маше

Карнавальные маски

Карнавальные маски

Возьмите самую простую маску из пластика или картона, и используйте для создания нужного вам образа её внутреннюю часть: после отделения полученной заготовки у вас получится идеально готовая к росписи поверхность. А та часть, которая будет обращена к лицу, подвергнется самой минимальной обработке.

Итак, изнанка смазывается вазелином или растительным маслом. Из ячейки от яиц готовят формовочную массу, хорошо вымешивают до однородности, отжимают лишнюю воду, добавляют клей, снова вымешивают и наносят слоями, используя пальцы, жёсткую кисть, шпатель или мастихин, который применяют в своей работе живописцы. Высохшая маска легко отделится от формы-основы, останется раскрасить её, придав нужный декор.

Бутафория

Для бутафории могут использоваться все техники изготовления изделий из папье-маше: лепка, послойное формирование, склеивание под прессом.

Лепку используют для создания объёмных фигур (кукол), послойную наклейку – для масок и предметов обихода, склеивание под прессом – в производстве несущих конструкций и передвижных ширм-задников.

Декоративная бумага

Хорошо, равномерно замешанная бумажная масса из туалетной бумаги, белых или цветных монохромных салфеток и даже из ячеек для яиц годится для изготовления декоративной бумаги.

Для этого тщательно вымешенную массу раскатывают скалкой на манер тонкого блина из теста, налепляют на неё сухоцветы или любые плоские , лёгкие декоративные элементы, и высушивают, что называется, «до звона» при комнатной температуре или минимальном подогреве. А для минимального подогрева подойдут инфракрасные коврики для сушки ягод и грибов.

Декор для дома и сада

Декор для дома и сад

Всевозможные гномики, феи, эльфы и прочие сказочные персонажи ростом в 25-35 см, сделанные из папье-маше, хорошо украсят сад, палисадник, обочины парковой дорожки. Нужно только позаботиться о пропитке, защищающей от влаги.

И при должном старании во время этой пропитки срок эксплуатации таких изделий не ограничится одним или даже двумя сезонами!

Кроме того, из папье-маше можно изготовить подвесные фонари, абажуры и подсвечники, убираемые днём под крышу – так их срок службы увеличится ещё больше.

Схемы изготовления папье-маше для начинающих

В любом деле важно с чего-то начать, имея в качестве багажа элементарные знания о предмете. Чтобы избежать «блуждания в потёмках», предлагаем вам набор лайфхаков для быстрого освоения техники папье-маше.

Круглый абажур

Подойдёт любой шарообразный или яйцеобразный предмет. Например, надутый воздушный шар. Кстати, эта форма-заготовка удобна тем, что размер будущего абажура может варьироваться от степени надутия шара.

Круглый абажур

Надутый шар завязывается, и со стороны горловины после смазывания вазелином или растительным маслом начинает обклеиваться послойно кусочками бумаги или размятым «тестом» из салфеток или яичных ячеек.

Оклеивают до середины шара, до его «экватора, то есть до того места, где он снова начнёт сужаться, переходя в другое полушарие. Прелесть такому импровизированному абажуру придаст то, что края абажура можно не обрезать ровно, а оставить как есть, с волнистой или даже рваной линией краёв.

Внутреннюю часть абажура для лучшего отражения света красят белой, бронзовой или алюминиевой краской, снаружи же, как хватит фантазии. При этом слишком тщательно обрабатывать внешнюю поверхность не стоит, её «фишка» именно в этом.

А отверстие у горловины, через которое вытаскивается сдутый в конце работы шар, используют для закрепления патрона для лампочки.

Папье-маше – материал горючий! Поэтому не используйте в таких абажурах лампы накаливания. Только светодиодные, холодного свечения.

Декоративная ваза

Если ваза у вас будет функциональной, то есть не только иметь внешность вазы, но и пустотелой внутри, то лепить её нужно в технике маширования, то есть наклейкой кусочков. Для этого надувают два шара, большой и маленький (маленький раза в 3 меньше большого, и он пойдёт на горловину).

Декоративная ваза

А также берут небольшое плоское блюдце для днища вазы. Большую и малую готовые и просушенные заготовки потом соединяют, наклеивая кусочки бумаги или намазывая пасту из неё на место соединения горлышка, основного «тела» вазы и донышка.

Для вазы сложной или вытянутой формы могут быть использованы и три, и четыре шара разных размеров, в зависимости от замысла.

Готовое и просушенное изделие шлифуется, грунтуется и раскрашивается.

Фигуры для сада

Фигуры для сада

Скульптуры малых форм (гномы, тролли или абстрактные композиции) в сад лучше лепить из сплошной бумажной массы, которая затем грунтуется водостойкой грунтовкой, не позволяющей изделиям расползаться от дождя и росы, и декорируются масляными или акриловыми красками, также не боящимися воды.

Для экономии бумажной массы её налепляют, как на основу или каркас, на чурбачки, которые и заполнят основной объём.

Музыка ветра

То, что в скульптуре малых форм принято называть «мОбилем» или «стАбилем» — абстрактной композицией с элементами, которые подвижны в той или иной степени относительно какой-то общей доминирующей части.

Музыка ветра

В нашем случае «Музыка ветра» представляет собой две ленты из папье-маше, которые склеены в кольцо, а к нему по периметру, на расстоянии 6-9 см, подвешены на цепочках или прямых проволочках колокольчики, бубенчики или что-нибудь такое звонкое из бронзы, меди или латуни (миниатюрные гонги). То, что при дуновении ветра будет раскачиваться и звенеть.

Кольцо обязательно грунтуют и промазывают шпатлёвкой для прочности и неразмокаемости. А для декора – раскрашивают.

Панно с тюльпанами

Во многом повторяет технику декоративной бумаги – только лист бумаги, который вы будете создавать, раскатывая бумажную массу скалкой, будет потолще. А ещё вам понадобится скорлупа из небольших яиц, благодаря которой получатся почти настоящие тюльпаны.

Только для этого нужно будет проколоть в противоположных концах яйца аккуратные дырочки и сквозь них выдуть наружу содержимое яйца. А потом эту почти целую скорлупу осторожно, чтобы не раздавить, оклеить в технике маширования несколькими слоями размоченной бумаги, с промежуточными сушками слоёв.

Потом полученные тюльпанчики разрезаются надвое «по меридиану», грунтуются, декорируются краской и половинки наклеивают на лист-основу в виде букета из 3-10 цветов.

Звери из папье-маше

Звери из папье-маше

Небольшие фигурки, весом до 15-25 г, проще лепить из тестообразной бумажной массы, получаемой из салфеток, туалетной бумаги или ячеек от яиц. То есть без пустоты внутри.

Более объёмные игрушки будут уже слишком тяжёлыми, поэтому сначала делают болванку-основу из пластилина или скомканной и скрученной фольги, на которую после покрытия вазелином или растительным маслом или намазывают бумажную однородную массу, или наклеивают размоченные клочки бумаги послойно (способ маширования).

Потом, после окончательного высыхания, полученное изделие разрезают пополам, основу изнутри убирают, половинки машированием вновь склеивают и после окончательной сушки шлифуют и декорируют согласно художественного замысла.

Домики

домики

Проще всего сделать домик, взяв коробочку из-под сока. Или молока. Срезается верх, остаётся основа в виде пола и стенок. Острым канцелярским ножом делают прорези в виде дверей и окон, а потом обычным для папье-маше способом наклеивают слоями бумагу, давая 2-3 слоям высохнуть.

При этом можно даже сделать дверь, которая открывается и закрывается. Достаточно для этого дверной проём прорезать только сверху, снизу и по одной длинной вертикальной стороне – вторая будет согнута сначала под прямым углом, а потом разработана взад-вперёд. Дверные петли потом, во время оформления, будут дорисованы.

Если же задача сделать домики пустотелыми не ставится, они лепятся из сплошной бумажной массы.

Новогодние игрушки

Новогодние игрушк

Шарики делаются на основе из скомканного листа газеты. Просто чтобы он не расправлялся, его туго пеленают нитками, в конце выводя петельку для подвески. Затем эта основа обмазывается послойно «тестом» из папье-маше послойной, с промежуточной сушкой каждого слоя. Дальше уже дело фантазии и техники: шары красят, оклеивают блёсками, пайетками или стразами, декорируют мишурой и т.п.

Сложнее делать объёмные фигурки в виде Деда Мороза, Снегурочки, зверят. Здесь потребуется сначала грубый каркас (из скомканной и скрученной фольги, например), который обмазывается вазелином, потом на него клеят способом маширования или пастой из бумажной массы, (что проще), саму скульптурку. А далее уже традиционная работа – такая же, как и при изготовлении бумажных зверей.

Карнавальная маска

Сейчас в продаже можно найти чисто белые или монохромные маски-заготовки для будущих изделий из папье-маше. Но если вам нужен эксклюзив, то снимите мерку с головы и лица, учтите высоту и размер вашего носа и глубину глазных впадин, и смело сотворите черновую маску из пластилина!

маски

Подложив в основу, для меньшей траты этого материала, скомканную и стянутую нитками газету. При этом полученная основа должна всё же иметь некое сходство с вашим лицом, для большего комфорта ношения такой маски.

А дальше просто: форма намазывается вазелином или любым дешёвым косметическим кремом, или растительным маслом, и на форму начинаете лепить из однородной бумажной массы или способом маширования слой за слоем, с промежуточной сушкой. Да, и тесёмки-завязки вставить в массу по краям не забудьте, чтобы маска потом держалась на лице!

Обычно хватает 8-10 слоёв, после 4-го или 5-го слоя маску можно укрепить марлей, введя в середину наклеиваемой массы своеобразное матерчатое армирование.

Высохшая, отшлифованная маска декорируется согласно задумке, а внутренняя поверхность обезжиривается спиртом, ацетоном или чем-то подобным, растворяющим жиры.

Миниатюра темперой на папье-маше

Русские народные промыслы Палех и Холуй немыслимы без шкатулок из папье-маше. Как, впрочем, жостовские подносы или лаковые поделки из Федоскино. Эти изделия прессуются из картона с проклейкой клейстером или ПВА, грунтуются водозащитными грунтами, тщательно шлифуются и по ним ведётся роспись масляной краской, темперой или акрилом.

Создать прессование сложную форму в домашних условиях вряд ли получится, но можно приобрести готовую не расписанную заготовку и попрактиковаться на ней.

Советы для начинающих

Мастер-класс по лепке кота.

Для облегчения и удобства стоит прислушаться к советам бывалых, для которых изготовление изделий из папье-маше стало настоящим увлечением.

  • Застилайте рабочий стол клеёнкой или куском силикона – с них потом легче убрать остатки клея, пластилина, клейстера и прочих ингредиентов для изготовления папье-маше.
  • Если варите клейстер из муки или крахмала, то, во-первых, добавляйте в массу клейстера соль для предотвращения закисания, а во-вторых, если не используете его за 3-4 дня, храните его в холодильнике.
  • Бумажную массу для лепки измельчайте как можно сильнее. Идеальный вариант – стационарным или погружным блендером.
  • Промежуточные и конечную сушки изделий проводите при минимальном использовании нагревательных приборов.
  • После шлифовки обязательно грунтуйте работу водозащитным грунтом – это избавит вас от многих неприятностей.
  • Слои папье-маше на карнавальных масках лучше склеивать мучным или крахмальным клейстером – они, в отличие даже от самого качественного ПВА, совершенно неаллергенны.
Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector