Хохломская роспись

Расписные изделия популярны у русского народа достаточно давно. Что такое хохлома – так в просторечье называют народный промысел, а также все изделия, изготовленные из дерева и расписанные по этой технологии. Чаще всего встречается хохломская посуда, поскольку именно ее обычно расписывали народные умельцы витиеватыми узорами и золотым орнаментом – основной чертой промысла.

Хохломская роспись

Что такое хохлома

Хохломские изделия стали своеобразным брендом нашей страны, прославив технику декорирования изделий из дерева. Если ориентироваться на официальный сайт википедии, хохломская роспись – это русский народный промысел, возникший еще в 17 в селе Хохлома Костромской губернии, представляющий собой декоративную роспись деревянной мебели или посуды, выполненную золотистыми, зелеными и красными красками на черном фоне.

История возникновения промысла

Если кратко, то промысел существует более трехсот лет. Некоторые историки утверждают, что он пошел от иконописи. Тогда нижегородские земли активно заселялись людьми различных народностей, в т. ч. старообрядцев. Именно они владели техникой золочения икон с помощью олифы и растолченного в порошок серебра. Когда олово стало более доступным, техника золочения стала применяться и на посуде. История хохломы складывалась непросто.

  1. С 17 века поволжский промысел стал известным, прославив село Хохлома на весь мир. Возможно хохломские изделия не стали бы такими популярными, но удачная география Нижегородчины поспособствовала их распространению далеко за пределы региона. Все узнали, что такое хохлома. На ярмарки съезжался люд со всей округи, а также соседних волостей и уездов, что и привело к особой славе расписных деревянных изделий, отливающих золотом.
  2. Но серебро стоило крайне дорого, расписывать все изделие было слишком накладно, потому золотили только окантовку посуды. Но в 19 веке умельцы добились аналогичного золочения, используя более дешевое олово. Вот тогда-то и появилась узнаваемый стиль золотой хохломы.
  3. Потом на какое-то время хохломские изделия забылись, поскольку заводские изделия стали более доступными, чем расписная утварь ручной работы.
  4. К 20-м годам прошлого столетия промысел вновь обрел популярность: начали открываться профессиональные школы, мастера по хохломе стали участвовать в выставках, придавая своему промыслу буквально мировую известность.

Хоть первые расписные предметы и появились в селе Хохлома, со временем стало понятно, что экономически выгоднее производить и сбывать расписные изделия в городе, ближайшим из которых был Семенов. Хохлома находилась в глубинке, а Семенов располагался вблизи от Нижнего Новгорода. Но все же историческое название у промысла сохранилось. Особенно отметились в истории становления хохломской росписи такие фамилии как Лушины, Гущины, Красильниковы, Матвеев Георгий или Веселов Степан.

Но история хохломы на этом не заканчивается. В 1960-е гг. артель преобразовалась в крупнейшую фабрику, получившую название «Хохломская роспись». При фабрике создали лабораторию, а в 90-х здесь открыли «матрешечный» цех и мастерскую по миниатюрной живописи. Прошло примерно 5 лет с того момента, как Семенов получил звание столицы золотой хохломы. Теперь там ежегодно проводится международный фестиваль с одноименным названием.

Фабрика Хохломская роспись

 

Сегодня фабрика продолжает производить стильные аксессуары. Эти мотивы хохломских узоров заставляют художников создавать русские коллекции. Мебель и посуда, всевозможные сувениры, офисные штучки или миниатюры – все это сегодня производится в стиле русской хохломы.

Разновидности хохломы

У русского народа известно несколько разновидностей хохломской росписи. У них разные принципы нанесения и характер изображения. По типу нанесения хохлома делится на виды:

  1. Фоновый принцип – узоры, которые выполнены на однотонном черном либо красном фоне. Орнамент в данном случае получается золотистым.
  2. Верховая техника – предполагает нанесение узоров на уже готовое фоновое поле.

Классифицируются хохломские узоры и по способу росписи.

  1. Роспись под фон относится к самым технически сложным методикам создания хохломского узора. Сначала на заготовку наносятся контуры, а потом закрашивают нужные части фоновым оттенком (красным или черным). И уже после нанесения фонового слоя начинается выполнение самых сложных деталей узора.
  2. Кудрина – характеризуется особенной кудрявостью и витиеватостью растительных узоров, типичных для этого стиля. Орнамент при росписи выполняется золотым цветом. Все детали узора наносятся очень тонкой кисточкой.
  3. Пряник – самый простой метод, представляющий собой изображение в центре какой-либо геометрической фигуры. Это композиция, гармонично вписанная в ромб либо квадрат. Узор, как правило, дополняется символическим солнышком или тонкими мотивами вьющихся растений.
  4. Травка – ее еще называют травяная роспись. Наносится посредством отрывистых мазков в первую очередь. Линии мягкие и плавные. Крупные мазки – это листочки, а мелкие могут быть травинками или капельками. Это основной элемент верховой росписи, позволяющий гармонично заполнить всю поверхность причудливой ажурной композицией. Технически сложный способ, требующий аккуратности, терпения и внимательности.
  5. Ягодка и листок – напоминает травку, однако, на рисунке всегда присутствует изображение ягод и крупных листьев среди переплетенных травянистых стеблей. Обычно мастера изображают крыжовник, клюкву, смородину, землянику или виноград, колокольчики и ромашки. В плане цвета этот стиль гораздо богаче травяного, да и внешне выглядит декоративнее травки.

Художники не руководствуются только вышеупомянутыми техниками, обычно каждый мастер добавляет в рисунок что-то индивидуальное от себя. Благодаря этому каждое хохломское изделие становится уникальным, не имеющим точных копий

.

Основные цвета росписи

Уникальность хохломской росписи в том, что при скудной цветовой палитре художники создавали безукоризненно гармоничные узоры. Золотистая основа или ключевые мотивы узора – характерный признак хохломы, обозначающий богатство, радость, полноту жизни и роскошь.

Другие обязательные цвета хохломского промысла – черный и красный, которые обычно использовались в фоновой технике. В незначительной мере на рисунках присутствовали бирюзовые, изумрудные, алые или оранжевые оттенки.

В целом в цветовую палитру художников хохломской росписи входили такие оттенки:

  • красный;
  • черный;
  • желтый;
  • белый;
  • оранжевый;
  • коричневый;
  • зеленый;
  • изумрудный;
  • голубой.

Хотя цветовую палитру нельзя назвать особенностью росписи. Самый главным отличием промысла всегда будет золочение фона или основных деталей узора. Отличает хохлому и свои разновидности росписи, выделяющие ее среди других техник народного творчества.

Как выполняется «Золотая хохлома»

Золотая хохлома

Как получить из заготовки изящную вещицу под хохлому.

  1. Начинается все с битья баклуш, когда подготавливают специальные продолговатые болванки из дерева.
  2. Потом над деревянной болванкой колдует мастер, вытачивая из нее нужный предмет. Такая заготовка называется бельём. Завершающей работой мастера будет шлифовка заготовки.
  3. Следующим шагом становится грунтовка, когда на отшлифованную заготовку наносят тонкий глиняный слой и просушивают. Вапа (очищенная глина) сохнет на заготовке не меньше 8 часов.
  4. Теперь пришел черед оливенья, т. е. покрытия поверхности заготовки несколькими слоями олифы – вареного растительного масла из конопли или льна. После каждого слоя олифы заготовка должна полностью просохнуть. Всего олифят в 4 слоя, при этом последний раз не нужно ждать полного высыхания, слой должен быть немного вязким.
  5. Четвертый этап – покрытие заготовки оловом или серебром. Сейчас для покрытия используется алюминиевая крошка. Этот процесс называли лужением. В результате изделия приобретали зеркально-белую поверхность.
  6. Теперь наступил этап покраски. Красили масляными красками. Основными пигментами служили сажа и киноварь. При верховой технике художник наносил на поверхность криуль (основная линия рисунка), на которую постепенно насаживал разнообразные элементы вроде цветочков, травинок, ягодок или капель и пр. Все изделия красились строго вручную, благодаря чему удавалось избежать точного повторения другого узора.
  7. Хохломскую роспись покрывали слоем льняного масла и сушили в горячей печке при 150-160°С, пока на поверхности не образуется масляно-лаковая медово-золотистая пленочка. Именно это и называется золотой хохломой. Те части, которые не покрыты красками, приобретали при печной сушке золотой оттенок.

Неповторимую хохлому сложно спутать с каким-то другим народным промыслом. В изображениях применяются исключительно растительные мотивы, цветочные орнаменты. Основная черта промысла – золотой фон. Его переливы причудливо оттеняются верховой ажурной росписью или насыщенными красно-черными мотивами при фоновой технике.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector