Хохлома или хохломская роспись — что это такое, история возникновения народного промысла, разновидности росписи

Старина, которая не устаревает. Это хохломская роспись, древнее народное искусство декорирования предметов быта. Неповторимый художественный стиль покорил настороженность и холодность иностранцев, став душевным сувениром из России.

История промысла

Хохломская роспись

Хохлома – увлекательное занятие и, чтобы больше заинтересовать, кратко расскажем историю возникновения древней живописи. Ближайшие родственные приемы встречаются у иконописцев. Экономя на металле, раму иконы окрашивали серебряным порошком.

Законченную икону покрывали лаком. При прогревании лаковый слой становился золотистым, а порошок выглядел, как золото. Теперь – две легенды.

Наш рассказ о хохломе начнем с путешествия в отдаленное прошлое – XVII век. Тогда под Нижним Новгородом прятались старообрядцы-иконописцы, преследуемые церковными властями. Чтобы выживать, приходилось заниматься ремеслами.

Скитальцы вытачивали и расписывали домашнюю утварь, применяя технику золочения, а потом продавали. Крестьяне ближайших деревень тоже изготавливали узорную посуду, поэтому могли перенять метод. Так по преданию зародился промысел.

Теперь другая легенда. Говорят, что при царском дворе трудился искусный художник, который убежал, чтобы продолжить заниматься любимым делом. Произведениями искусного мастера восхищались повсюду.

Царь разозлился, приказал вернуть непослушника, но опоздал. Иконописец скрылся, раскрыв секреты техники жителям. Огонь уничтожил работы, но, умельцы-последователи сумели передать яркость красок, удивительные узоры.

Вот такие вековые предания связывают историю возникновения росписи с причудливым названием «Хохлома».

Часто спрашивают, где же все-таки зародилась хохлома. Судя по древним источникам, в Поволжских деревнях: Безлели, Глибино, Мокушино. Сейчас родиной золотой хохломы считается поселок Ковернино Нижегородской области. Земля здесь малоплодородная, поэтому крестьяне занимались ремеслом, чтобы прокормить семьи.

Из дерева вырезали фигурные предметы, расписывали, везли в село Хохлома, где шла торговля. Близкое расположение Волжского пути способствовало развитию торговли, узнаваемости работ местных кудесников. Поэтому к расписной утвари прикрепилось название торгового села.

Деревянная узорчатая посуда разъезжалась из Хохломы по русским городам и даже странам.

город Семенов Нижегородской области
город Семенов Нижегородской области

Интересные факты о хохломе:

  1. Популярность деревянной ложки, быстрота изготовления подстегнула немцев организовать производство, но попытки не удались.
  2. Громаднейшая ложка в стиле хохломы длиной 2 метра 67 сантиметров!
  3. На первых изделиях делали только окантовку, потому что серебряный порошок стоил дорого. К XIX веку появился привычный фон. Но золото – обманка. Заготовки покрывают серебристым оловом, которое после обжига приобретает характерный золотистый оттенок.
  4. Цена олова тормозила развитие промысла, поддерживали монастыри. Например, для Троице-Сергиевой лавры предметы под хохлому изготавливали крестьяне из восьмидесяти деревень!

Начало XX века: народный промысел вытесняют заводские товары, но хохлома получает новую жизнь в 20-30 годах: начали открываться художественные школы, экспонаты отправлялись на зарубежные выставки.

На вопрос «Где находится хохлома?» два ответа. Это городок Семёнов Нижегородской области, где предпочитают технику «под фон», развивают модные направления ремесла, плюс село Сёмино, где применяют традиционный подход, старые формы посуды.

Фабрика "Хохломская роспись" в г. Семенов Нижегородской обл.
Фабрика «Хохломская роспись» в г. Семенов Нижегородской обл.

Связь с культурой

Любой вид творчества – шкатулка, хранящая традиции, истоки, восприятие событий. Это формирует основы для культурного, духовного, эмоционального развития народа. Некоторые промыслы стали искусством, включая хохлому с непередаваемым светом, душевностью.

Середина XIX века — становится модным исконно «русский стиль», предметы русских кудесников:

  • приходятся по вкусу представителям высшего света, членам царской семьи;
  • впервые появляются на Всероссийской промышленной выставке;
  • 1889 год — хохлома попадает на парижскую экспозицию, получая Гран-при! После такого ошеломляющего события продукция начала раскупаться в Индии, Средней Азии, других странах.

Целые династии развивали художественное направление, передавали навыки, совершенствовали технику.

Семья ГУЩИНЫХ подарила талантливых мастеров. К примеру, Николай Гущин — народный художник России, член корреспондент Российской Академии художеств, лауреат Премии Правительства РФ за вклад в культуру страны. Работы Гущина отличаются самобытностью, выставляются за границей. Николая Александровича называют виртуозом травного письма.

Династия ЛУШИНЫХ. Ольга Лушина – не только заслуженный художник РФ, лауреат премии имени И.Е.Репина, художница сумела после войны сберечь производство, создать собственный характер письма, выучить таланты. Работы представительницы старой почитаемой династии хранятся в Третьяковской галерее, Русском музее. Дочь Надежда продолжает передавать ученикам мастерство, способы выражения кистью природной красоты.

Род КРАСИЛЬНИКОВЫХ славит ремесло с XVIII века. Михаил Иванович Красильников сделал для императрицы Марии Федоровны Романовой расписной подарок, за что получил золотые часы с памятной надписью. Ремесленник Михаил Евдокимович изготовил узорчатый стол, за которым, как говорят, царь предпочитал потчевать иностранных гостей. Красильниковы с неповторимой манерой письма, творческим воображением обогатили российскую культуру.

Художник Георгий МАТВЕЕВ известен тем, что создал школу резьбы по дереву в Семёнове, пригласил опытных мастеров, участвовал в развитии, сохранении традиций.

У Степана ВЕСЕЛОВА, талант проявился рано – красочные чаши семилетнего мальчика уже находили покупателей. Древние орнаменты Степан Павлович модернизировал, добавляя смелые мазки.

Как видим, народные промыслы, включая хохлому, наполняют культуру России темпераментом, колоритностью.

Художник хохломской росписи
Художник хохломской росписи

Основные цвета

Старинное искусство поражает игрой, переливами красок, несмотря на скудный набор оттенков:

  • золотой – слияние энергии солнца, огня, успеха, благополучия;
  • чёрный – строгий, делает выразительными ближайших соседей;
  • красный – ассоциируется с красотой, добром, здоровьем; дает мягкость, теплый оттенок золотому.

Классическая золотая хохлома – базовые цвета. Однако не было бы дальнейшего развития, сохраняющейся популярности, если бы мастера не стали применять дополнительные оттенки.

Рисунок оживляют сочный зеленый, желтый, коричневый, иногда – белый, голубой, оранжевый. В росписи по дереву хохломой новые цветовые решения не перечеркивают традиционное письмо, а создают другое творческое направление.

Базовые цвета хохломы
Базовые цвета хохломы

Разновидности росписи

Художники применяют две техники:

ВЕРХОВАЯ – когда красный или чёрный узор наносится на готовую золотистую основу;

ФОНОВАЯ – узоры только золотого цвета выполняются на красном или чёрном фоне.

Верховой рисунок

К направляющему стеблю – криулю — прикрепляются элементы, формирующие кружевной узор. В технике применяют следующие орнаменты:

«Травный рисунок» — кружевная классика: луговые, полевые травы, колосья, стебельки, кустики, ягоды. Древний орнамент из причудливых отрывистых мазков, завитушек пишется на золотом фоне, преобладающие цвета – чёрный, красный.

«Травный рисунок»

«Под листок» и «под ягодку» — ягодки располагают вдоль стебля с острыми или круглыми листочками. Главными героями становятся гроздья земляники, крыжовника, клюквы. Поэтому художник дополняет палитру зелеными, желтыми, коричневыми красками.

Роспись "под листок"

«Пряник» — орнамент, символизирующий солнце, будто движется внутри геометрической фигуры: квадрата, ромба или круга.

Хохлома или хохломская роспись - что это такое, история возникновения народного промысла, разновидности росписи

Базовые приемы народного промысла под названием «Хохлома» мастера разбавляют новыми элементами, сохраняя древние традиции предшественников.

Фоновый рисунок 

Роспись «под фон» 
Роспись «под фон» 

Здесь золотые узоры рисуют на однотонной поверхности черного или красного цвета:

  • «под фон» — выводится контур будущего изображения, заливается фон, далее вырисовывают элементы рисунка, то есть «травные приписки» вдоль стеблей, ягодки, цветы.
  • фоновая роспись «кудрина» — цветочный ковер, усыпанный завитками в виде птиц, растений. Главное здесь – контурная линия. Свободное пространство закрашивается черным или красным, при этом узоры – не закрашиваются, оставаясь золотистыми после обжига.
Фоновая роспись «кудрина»
Фоновая роспись «кудрина»

Популярные мотивы и элементы росписи

Роспись "кудрина"
Роспись «кудрина»

Нарисованные сюжеты выглядят легко, лирично. Характерные орнаменты – растительность, птицы, несложные геометрические фигуры. Узорные рисунки состоят из гибких травинок, веточек, листьев, цветов, гроздьев ягод.

Каждый штрих подчеркивает красоту, передаёт любовь к природе, родине. Искусно подобранная цветовая палитра дарит мотивам стиль, золотая хохлома выглядит благородно и изящно.

Излюбленные мотивы:

  • «под осоку», когда элементы переплетаются, образуя удивительный сюжет; например, петух, клюющий ягоды, рисуется несколькими травинками;
  • «под ягодку», «под листок» — растительные элементы: ромашки, виноградные листья, лесные, садовые ягоды;
  • технике «кудрина» — частым мотивом становилась ветвь с сочной листвой.

Неслучайно родина популярной хохломы – Поволжье. Здесь живописные ландшафты, просторы, помогающие мастерам через рисунок передать теплоту русской земли, щедрость людей, звучание лугов.

Материалы для росписи и этапы подготовки к росписи

Деревянные заготовки для росписи

Чтобы погрузиться в атмосферу, знакомим с описанием древних слов:

  • бельё – не расписанные вырезанные из дерева предметы;
  • бить баклуши – делать бруски-заготовки;
  • вапа – очищенная глина.

В хохломской росписи по дереву применяются минеральные краски, выдерживающие печную обработку, кисти – только беличьи для тонких штрихов.

Этапы:

  1. Из лиственных деревьев бьют баклуши, делают нужный фигурный вид, отправляют сушиться. Процесс заканчивается, если влажность дерева достигает уровня 6-8%.
  2. Полученное «бельё» кусочком шерстяной ткани грунтуют вапой, просушивают при 50˚С, охлаждают, шлифуют.
  3. Олифой, приготовленной из масла льна и конопли, вручную покрывают изделие минимум два раза, просушивают. Так добиваются стойкости красок, качества посуды.
  4. Когда на поверхности остаётся ровный блеск, переходят к «лужению» — покрывают алюминиевым порошком. Поверхность становится бело-зеркальной. Чтобы получить золотистый оттенок, заготовку обрабатывают серебристо-оловянным составом, пускают в печь.

Теперь заготовка готова к росписи, которая делается только вручную, узоры не повторяются. Учеников отдельно обучают правильно держать кисточки, чтобы задействовать пальцы и руку. Так получаются длинные, без разрывов и наслоений, линии.

  1. Расписное изделие покрывают четырьмя слоями лака, каждый просушивают, прежде чем нанести следующий.
  2. В заключение – закаливание в печи четыре часа при температуре 150˚С.

Чтобы поддерживать интерес к русским ремеслам, организовывают мастер-классы разукрашивания деревянных предметов под хохлому.

Роспись на предметах быта

Чайный сервиз с росписью

Русское народное творчество становится украшением традиционного и дизайнерского интерьера. Хохломская роспись на деревянных изделиях создает атмосферу уюта, тепла, радости.

Узоры делают на ложках, чашках, тарелках, бочонках, подносах. С ростом популярности народной живописи художники стали создавать наборы для кухни, сервизы, декоративные панно, полки, шкафчики и даже кухонные гарнитуры с бытовой техникой.

Древняя хохлома стала символом России — истинным и неугасающим, как огненные краски.

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector