Дымковская роспись: традиционные элементы и узоры, фото игрушки, технология изготовления

В числе старинных русских промыслов гончарное ремесло занимает одно из самых значительных мест. Помимо чисто бытовых предметов утвари, мастера создавали веселые игрушки, получившие впоследствии название дымковская роспись. Зародившись как боковая ветвь основного промысла, со временем это направление переросло в самостоятельную ветвь народного творчества.

История дымковской росписи

История дымковской

Издавна на Руси многие праздники сопровождались народными гуляньями, а в качестве музыкального сопровождения использовались различные дудочки и глиняные свистульки. Более 400 лет назад одну из памятных дат (Хлыново побоище) на Вятской земле отмечали праздником «Свистопляски».

Начав с изготовления ярких свистулек, мастерицы слободы Дымково расширили список игрушек предложением фигурок барышень и кавалеров, животных и птиц. Со временем поделки мастериц стали продавать круглый год, а их слава вышла далеко за пределы Вятки (г. Киров).

Игрушечный промысел приносил настоящую прибыль, причем занимались им в основном женщины. Секреты мастерства передавались от матери к дочери, образовались настоящие династии. Однако в начале 20-го века спрос на продукцию народных мастеров резко упал, а фамильный промысел почти исчез.

До середины столетия традиции и секреты народной росписи сохранились благодаря мастерице Анне Мезриной и художнику Алексею Деньшину. Позже была создана артель по изготовлению народной игрушки в традициях местного искусства. Целью ее работы были не только выпуск продукции, но и сохранение навыков и секретов творчества мастеров Вятской земли.

Основные типы дымковской игрушки

Для всех фигурок и поделок характерны общие черты: формы, расцветки, узоры, технология создания. Хотя каждая игрушка имеет свои индивидуальные черты и не похожа на своих собратьев, все разнообразие форм условно делят на несколько групп.

Женщины

Женщины

По форме барышни имеют величественную осанку, круглую колоколообразную юбку в пол и обязательно головной убор: кокошник или шляпку. Это могут быть кормилицы с младенцами на руках, водоноски, богатые барыни (с зонтиком, муфтой, собачкой и т. д.), девушки с хлебом-солью.

Кавалеры

Кавалеры

Мужские фигурки не так популярны и более скромны, поэтому их ассортимент менее разнообразен. Одиночные фигурки, как правило меньше по размеру, также обязательно в головном уборе. Как правило, это военные, моряки, кавалеры в сюртуках. Более простые варианты (мужики) изображаются с балалайками, гармошками, собачками, верхом на животных.

Птицы

Птицы

Обычно это индюки, петухи, утки. Все они раскрашены очень ярко, индюки и петухи – с распушенными разукрашенными хвостами, а утки – с пышными оборчатыми пелеринами и раскраской по всей поверхности.

Животные

Животные

В самом начале преобладали изображения тотемных животных: медведя, оленя, козла, барана. Позже с развитием промысла стали популярны фигурки и домашних животных. Как и в других поделках, преобладают яркие цвета.

Характерные черты: широко расставленные ножки и вскинутые головы. Иногда фигурки ироничные: играют на музыкальных инструментах и одеты в яркую одежду.

Цельные композиции

Цельные композиции

Игрушечные группы могут включать в себя фигурки не только людей, но и животных или птиц. Сюжеты таких композиций разнообразны – от простых бытовых сценок до изображений гуляний или сказочных историй.

Характерные примеры: чаепитие, катание на тройках или просто на лошадках, прогулки на лодке или в саду, ярмарка со скоморохами и др.

Традиционные черты дымковской игрушки

Поделки мастериц Вятской земли можно легко отличить по характерным особенностям – выглядят они всегда жизнерадостно, имеют приятные округлые формы и порождают только положительные эмоции. Мастерицы веками вырабатывали свой стиль, поэтому даже внешне различные поделки несут на себе печать традиций народного творчества.

Цветовая гамма

Цветовая гамма

Черный и коричневый цвета используются в самом минимальном объеме – только для подчеркивания или разделения. Наиболее распространенными красками являются:

  • зеленый (символ природы);
  • красный (красота и здоровье);
  • синий (небесные просторы);
  • белый (чистота, добро, правда);
  • желтый (солнечный свет).

Богатство цветовой гамме придавали наклейкой позолоты в виде точек и ромбиков, которые изготавливались из сусального золота и наклеивались яичным белком.

Элементы росписи и орнаменты

Элементы росписи

Мастерицы всегда использовали только строгие геометрические фигуры. Характерными элементами росписи являются круги и точки, прямоугольники, ромбики и зигзаги, различные линии и их сочетания.

Порядок нанесения отдельных элементом определяется мастером и его предпочтениями. Изначально каждый символ и весь орнамент имел скрытое значение и был связан с природой: волнистая линия – вода, круг со звездой – солнце, перекрещенные полоски – колодезный сруб.

Используемые сюжеты

Используемые сюжеты

Первоначально поделки создавались для детей. Хотя позже их стали приобретать как сувенирную продукцию, сюжетные линии по-прежнему сохраняют свою простоту и непосредственность: семейное чаепитие, катание на лодке или лошадях, группы барышень или всадников и т. д.

Каждая сценка даже у сложных композиций понятна и ребенку, вызывает только положительный отклик у зрителя. Посыл мастеров понятен: радость, веселье, жизнеутверждение.

Материалы изготовления

Материалы изготовления

Вятские мастерицы использовали для своей продукции красную глину с добавлением мелкого речного песка. В современном мире при создании поделок могут быть использованы и другие материалы:

  • пластилин;
  • самозатвердевающая полимерная глина;
  • соленое тесто.

Эти варианты подойдут для тех, кто хочет попробовать свои силы самостоятельно. Каждый из них имеет свои нюансы, поэтому при выборе стоит изучить свойства каждого материала. Однако в профессиональном секторе по-прежнему используют только глину с добавками.

Как выглядит дымковская игрушка

От других видов народного творчества (каргопольских, филимоновских игрушек) художественную роспись отличают плавность и округлость форм. Хотя каждый элемент фигурки (ноги, голова, руки, хвост у животных или птиц) вначале лепятся отдельно, на готовом изделии не видно никаких соединительных линий или впадин – вся игрушка монолитна.

Еще одна характерная особенность – преобладание веселых расцветок и простота используемых символов для раскраски.

Вероника Соколова
Вероника Соколова
Художник, дизайнер
Задать вопрос
Вопрос эксперту
Может ли специалист отличить изделия вятских мастериц лишь по внешнему виду?
Вероника Соколова
Эксперт (мастер со стажем) различает не только тип росписи, но и руку каждого мастера. В отношении дымковской игрушки сделать это знатоку не трудно – до сих пор каждая фигурка создается вручную, а работы разных мастериц имеют хоть и незначительные, но характерные черты: более пышное платье, юбка без оборок, кружевные воротники и т. д.

Технология создания дымковской игрушки

Каждое изделие создается поэтапно. Процесс несложный, однако последовательность и количество этапов не изменяются из века в век. Приверженность традициям дало возможность народному промыслу стать со временем настоящим искусством.

Лепка

Лепка

Основа каждого изделия – это самая большая часть (туловище, юбка и т. д.). Из комочка глины скатывают шарик, затем придают ему нужную форму – округлый брусок. К основе добавляют второстепенные элементы. Например, у лошади это:

  • ноги;
  • шея и голова;
  • грива, хвост, уши.

Соединения деталей сглаживают мокрой тряпочкой, чтобы не было видно швов. Для этого рядом всегда держат мисочку с водой. Нанесение мелких деталей проводят острой палочкой (рот, глаза, ожерелье, перья), а для заглубленного узора используют рельефные штампики из обожженной глины.

Сушка и обжиг

Сушка и обжиг

Готовые фигурки высушивают от нескольких дней до 2-3 недель. Срок зависит от размеров поделки и условий в помещении (влажности и температуры). Следующий этап – обжиг, который раньше проводили в печи, устанавливая изделия на железном противне над дровами.

Современное электрооборудование позволяет выполнить операцию с минимальным риском для мастера и продукции – равномерно и с контролем температурного режима.

Побелка игрушки

Побелка

Перед декорированием все изделия покрывают белой краской. Традиционно применялся разведенный мел на молоке. Этот состав показал свою долговечность на протяжении веков, поэтому его используют и современные мастерицы.

Исключение – детское творчество, когда для побелки берут обычную белую гуашь.

Нанесение росписи

Нанесение росписи

Заключительный этап – нанесение рисунка на белую поверхность. Простота форм при раскраске поделок прошлых веков объясняется использованием палочек, обернутых тканью, вместо кистей.

В краски добавляли яичный желток, что придавало им долговечность и прочность. Оттенки получали разведением основных красок мелом. Поверх рисунка фигурка может быть украшена кусочками сусального золота различных геометрических форм.

Вероника Соколова
Вероника Соколова
Художник, дизайнер
Задать вопрос
Вопрос эксперту
Какая глина годится для изготовления художественных поделок?
Вероника Соколова
Традиционно используют красную глину с добавлением темного речного песка для понижения жирности. Ее заготавливают, очищают от примесей, насыщают водой до нужной кондиции и хранят в готовом виде до года. Используют по мере надобности. Такое сырье гарантирует отсутствие растрескивания при обжиге, долговечность фигурок.

Существуют ли мастера дымковской игрушки в настоящий момент

Существуют ли мастера

Художественный промысел со временем преобразовался из артели в производственную организацию, где мастерицы занимаются главным образом именно раскрашиванием. По сути, они являются художницами: сырье (глину) очищают и подготавливают на местном керамическом производстве под руководством технолога.

В г. Кирове с 1981 г. под нужды организации было выстроено новое здание с большими мастерскими. Промысел «Дымковская игрушка» входит в состав Союза художников России, располагает собственным магазином, имеет музей творчества.

Лучшие работы представлены на отечественных и зарубежных выставках, широко известны в странах Европы, США, Японии. Их изображения можно найти на многочисленных фото в сети.

Можно ли где-то научиться традиционной дымковской росписи

Можно ли где-то

Профессионально обучиться созданию поделок можно, поступив в обучение к одной из мастериц промысла.

Изначально секреты мастерства передавались из поколения в поколение в рамках нескольких династий. Однако в течение 20 в. стала преобладать другая форма обучения – набор учениц «со стороны». Некоторые из них – выпускницы Кировского художественного училища, уже имеющие багаж знаний.

Мастер-класс по росписи дымковской барыни

Раскрасить уже подготовленную фигурку белого цвета не составит труда даже непрофессионалу:

  • карандашом наметить контуры лица и одежды;
  • желтым цветом выкрасить кокошник, кофту и оборку на юбке;
  • нарисовать красные кружки на юбке;
  • после подсыхания на кружках более темным оттенком краски нанести прямые линии от центра – «снежинку»;
  • добавить в красную краску немного черной и выкрасить коричневым волосы;
  • зелеными линиями отметить контуры кофты, низ рукавов, пояс;
  • черным нанести «пуговицы», выделить глаза и брови, красным – рот и румянец;
  • золотая отделка – пятнышки на кокошнике и по выступам оборки.

Наглядно познакомиться с процессом создания поделок можно в видео:

Дымковская роспись в детских садах и школах

Основы рисования преподаются во всех начальных образовательных учреждениях, в детских садах. Художественная роспись вятских мастериц как пример народного творчества и образец незамысловатых приемов близка и понятна восприятию ребенка любого возраста.

Наряду с раскрашиванием дети знакомятся с основами лепки, развивают моторику. Упрощенные программы позволяют прививать художественные навыки даже самым маленьким, начиная с создания простых фигурок и их раскрашивания кружочками, ромбами, крестиками и т. д.

Наивная и выразительная дымковская игрушка – идеальный образец при проведении занятий по художественному обучению. Правильно составленные занятия решают несколько сложных задач:

  • повышают интерес к декоративно-прикладному народному творчеству;
  • совершенствуют навык создания собственных узоров;
  • знакомят с историей возникновения и развития промысла.

Работа в коллективе сближает детей и пробуждает заинтересованность к творческому процессу на примере изучения приемов народных мастериц.

Как нарисовать дымковскую игрушку карандашом

Как нарисовать

Художественная роспись широко известна не только по своим объемным поделкам, но и в виде незатейливых картинок. Нарисовать их может даже ребенок, а для легкости изображения используются самые простые линии. На примере рисунка лошадки можно увидеть несложность исполнения:

  • два овала один перпендикулярно другому (туловище и шея);
  • третий поменьше – под углом к шее;
  • детали соединяют плавными линиями;
  • дорисовывают две передние ножки с внешним выгибом, затем заднюю и в середине – четвертую ногу (как бы задний план);
  • обводят контур, к нему добавляют гриву, ушки, уздечку, хвост;
  • затем приступают к раскраске.

Минимальной сложностью обладают и другие фигурки при рисунке карандашом: уточка, петушок, барыня и т. д. Образцы орнаментов самые простые, их легко скопировать с фото в интернете. При желании каждый может сделать себе копию дымковской росписи – на бумаге или из соленого теста, пластилина, глины.

Оцените статью
Добавить комментарий

Может ли специалист отличить изделия вятских мастериц лишь по внешнему виду?
Эксперт (мастер со стажем) различает не только тип росписи, но и руку каждого мастера. В отношении дымковской игрушки сделать это знатоку не трудно – до сих пор каждая фигурка создается вручную, а работы разных мастериц имеют хоть и незначительные, но характерные черты: более пышное платье, юбка без оборок, кружевные воротники и т. д.
Какая глина годится для изготовления художественных поделок?
Традиционно используют красную глину с добавлением темного речного песка для понижения жирности. Ее заготавливают, очищают от примесей, насыщают водой до нужной кондиции и хранят в готовом виде до года. Используют по мере надобности. Такое сырье гарантирует отсутствие растрескивания при обжиге, долговечность фигурок.
Adblock
detector